Пасхальное послание

Патриарха Московского и всея Руси КИРИЛЛА

архипастырям, пастырям, диаконам, монашествующим и всем верным чадам Русской Православной Церкви

07.05.2015_patr_stgeorge

Смотрите, какую любовь дал нам Отец, чтобы нам называться и быть детьми Божиими.

 (1 Ин. 3, 1)

Преосвященные архипастыри, всечестные пресвитеры и диаконы, боголюбивые иноки и инокини, дорогие братья и сестры!

Х Р И С Т О С   В О С К Р Е С Е !

Этими радостными и жизнеутверждающими словами сердечно приветствую всех вас, дорогие мои, и поздравляю с великим и спасительным праздником Пасхи.

Праздником праздников и торжеством из торжеств именует Церковь сей святой день устами одного из вселенских учителей святителя Григория Богослова. И в этом заключается глубокий духовный смысл, ибо «настолько Пасха превосходит все торжества, не только человеческие и земные, но даже Христовы и для Христа совершаемые, насколько солнце превосходит звезды» (Слово 45. На Святую Пасху). В славном Воскресении Господа Иисуса, ставшем важнейшим событием в истории спасения человеческого рода, заключается самый смысл и глубинная суть нашей веры, сердцевина и мощная сила христианского послания миру Вся наша проповедь в эти дни умещается всего в два слова. «Христос воскресе! — Сказав сие, что могу сказать более? Всё сказано!» — восклицает святитель Филарет, митрополит Московский (Слово в день Святой Пасхи, 18 апреля 1826 года).

История человечества после грехопадения Адама — это история непрерывной борьбы добра со злом. Проявив непослушание Создателю, люди впустили в свою жизнь и в мир грех, а вместе с ним страдания и болезни, тление и смерть. Но, самое главное, грех разлучил людей с Богом, Который зла не сотворил и чужд всякой неправды. Ни один праведник не был способен преодолеть это трагическое разделение, эту огромную духовную пропасть, поскольку исключительно человеческими силами сделать это невозможно. И потому, как говорит святитель Григорий Богослов, «мы возымели нужду в Боге воплотившемся и умерщвленном, чтобы нам ожить» (Слово 45. На Святую Пасху).

Иными словами, Воскресение Христово стало тем прорывом в вечность, благодаря которому была преодолена человеческая ограниченность и утолена жажда единения с Богом. Пасха — это торжество безграничной любви Творца к людям, «ибо так возлюбил Бог мир, что отдал Сына Своего Единородного, дабы всякий верующий в Него не погиб, но имел жизнь вечную» (Ин. 3, 16).

Но что значит праздновать Пасху в мире, отягощен­ном болью и страданиями, изнемогающем от войн и конфликтов, полном ненависти и злобы? Что значит петь «смертию смерть поправ и сущим во гробех живот даровав», когда смерть остаётся очевидным завершением земной жизни каждого из нас? Безу­словно, Пасха не отменяет реального присутствия смерти во Вселенной, но теперь человеческая боль и трагедия земного бытия превозмогаются Воскресшим Господом Иисусом, даровавшим нам, его ученикам и последователям, необоримую надежду на обретение вечной жизни. Смерть отныне для нас, христиан, — более не разлука, но радостная встреча и чаемое воссоединение с Богом.

Христос, первенец из умерших (1 Кор. 15,20), показал нам единственно возможный путь преодоления греха и смерти. Это путь любви. И об этой любви мы призваны свидетельствовать всему миру. И свидетельствовать призваны в первую очередь примером собственной жизни, ибо по тому узнают все, что мы ученики Спасителя, если будем иметь любовь между собою (Ин. 13, 35).

Любовь, которая, по слову апостола Павла, есть совокупность совершенств (Кол. 3,14), — это наивысшая и величайшая из христианских добродетелей. С переходом в вечность, когда мы сподобимся узреть Самого Господа, наша вера превратится в знание, а надежда на спасение по милости Божией достигнет осуществления. Однако же любовь никогда не перестанет (1 Кор. 13, 8) и никогда не изменится.

Как замечательно пишет святитель Игнатий (Брянчанинов), совершенство христианства состоит в совершенной любви к ближнему (Аскетические опыты. О любви к ближнему). А что значит «совершенная любовь»? Это любовь, которая простирается до любви к незнакомым людям, к недоброжелателям и даже к врагам. Это любовь жертвенная, которая превосходит всякое человеческое разумение, поскольку не укладывается в рамки обыденной житейской логики. Стяжать ее можно через духовный подвиг, привлекающий благодать Божию, которая и дарует нам возможность отвечать любовью на ненависть и добром на зло.

Именно такую любовь явил к нам Христос, ради нашего спасения претерпевший страшные унижения, крестные страдания и мучительную смерть. Его всепобеждающей и всё наполняющей любовью был
до основания сокрушён ад, а для всего человечества открыты, наконец, врата рая. В любых обстоятельствах жизни мы призваны помнить о том, что на самом деле силы зла иллюзорны и не столь велики, ибо не могут сравниться с силами любви и добра, единый источник которых — Бог. Будем помнить и о том, что лучший ответ и действенное средство противления греху и неправде — наша искренняя и исходящая из глубины сердца молитва, и прежде всего — молитва соборная, возносимая в храме за богослужением, наипаче же — приобщение Телу и Крови Самого Спасителя в Таинстве Евхаристии.

Переживая ныне великую пасхальную радость и созерцая с благоговением и трепетом Восставшего от Гроба Христа Жизнодавца, поделимся же сей спасительной вестью с ближними и дальними, дабы и они узрели неизреченное сияние Божественной любви и вместе с нами благословили и прославили всечестное и великолепое имя Отца и Сына и Святаго Духа.

Превосходящий всякое разумение спасительный свет Воскресения Христова да озаряет неизменно наш жизненный путь, просвещая и утешая нас, делая причастниками и наследниками Небесного Царствия.

Радуйтесь, дорогие мои, ибо

ВОИСТИНУ ВОСКРЕСЕ ХРИСТОС БОГ!

ПАТРИАРХ МОСКОВСКИЙ И ВСЕЯ РУСИ

Пасха Христова, 2016 год

 

ПАСХАЛЬНОЕ ПОСЛАНИЕ

епископа Костромского и Галичского ФЕРАПОНТА

всечестному духовенству, преподобному монашеству, и боголюбивой пастве земли Костромской

246045E-02-1_b

«Ибо Пасха наша, Христос, заклан за нас».

1 Кор. 5:7

Возлюбленные о Господе отцы, братья и сестры, жители древней и Богоспасаемой Костромской земли!

Х Р И С Т О С   В О С К Р Е С Е !

Сердечно приветствую Вас этим победным восклицанием, возвещающим окончание многотрудного пути Великого Поста и начало светлого празд­нования Пасхи Христовой!

Сегодня Святая Церковь призывает устами святого Иоанна Златоуста к празднованию всех: постившихся и не постившихся, воздержанных и бес­печных, потрудившихся много и только начинающих свой путь во Христе. Потому что Пасха — это вселенский праздник, знаменующий изменение жизни всего человечества, раскрывающий смысл его земного пути, обнов­ляющий  отношения  человека и Бога. Сегодня нам очевидны слова пра­ведного  Иова: «Я знаю, Искупитель мой жив, и Он в последний день вос­ставит  из  праха  распадающуюся  кожу мою сию, и я во плоти моей узрю Бога.  Я узрю Его сам; мои глаза, не глаза другого, увидят Его» (Иов. 19:25-27). Эти слова изъясняет нам сам Божественный Искупитель, рас­крывая обетование спасения: «Я есть воскресение и жизнь; верующий в Меня, если и умрет, оживет» (Ин. 11:25).

Итак, каждый из нас «должен осознать, что он является новой тварью во Христе, и бодрствуя понять, Кем новая тварь воспринята и Кого она вос­примет.  Обновившееся  да  не  возвращается  к  шаткой  ветхости;  никто да  не впадает снова в то, откуда восстал, но хотя бы из-за плотской слабости доныне лежал в некоторых болезнях, пусть проявит твердую решимость исцелиться и подняться. Ведь таков путь спасения, и таково подражание воскресению, совершенному Христом» (свт. Лев Великий).

И  нам  из  опыта  Великого  Поста  известно,  что  это  обновление  жизни стало  возможно  через  живоносное  страдание  Христа  на  Кресте, которому и  мы  должны  приобщиться  в  своей  жизни, через  подвиг  и  терпение   скорбей,  умертвив  себя  для греха, чтобы как «Христос восстал от мертвых славою Отчею, так и мы начали ходить в обновлении жизни» (Рим. 6:4).

Этот опыт христианской жизни, опыт Креста и Воскресения «побуждает ревновать  о  добродетели  и  ненавидеть  порок;  ибо   с   уничтожением мысли   о  воскресении  у  всех  будет  одна  господствующая  мысль: «Станем есть и пить, ибо завтра умрем» (1 Кор. 15:32,св. Григорий Нисский).

В дни Святой Пасхи будем памятовать и о благочестивой христианской традиции: празднуя Праздник, разделять нашу радость с другом и врагом, ближними и дальними, нуждающимися и обездоленными, больными и одинокими.  Подлинное  христианское  доброделание,  вкупе  с верой и наде­ждой,  ещё  на  земле  откроет  нам  Вечное  Царство, где «вечные радость, веселие  и  ликование,  там  глас  празднующих, лик торжествующих и созер­цание  вечного  света.  Там  блаженная  трапеза Христа с изобилием вечных благ» (прп. Феодор Студит).

Будем же неустанно идти по пути спасения — пути узкому и тернистому, приводящему  к  свету,  воссиявшему  от  Живоносного  Гроба  Спасителя нашего.    Поспешим    же   «навстречу   Пасхе   и   будем   праздновать   ее всякий   раз  как  можно  лучше,  умерщвляя  страсти  и  воскрешая добродетели, подра­жая  Господу,  Который  пострадал  за  нас,  оставив  нам пример,   дабы   мы   шли по следам Его» (прп. Феодор Студит).

В  день    Светлого    Христова    Воскресения   сердечно   желаю   пастве богохранимого  Костромского  края  радости  о  Воскресшем   Христе,   мира, согласия   и благословенной помощи Божией во всех благих делах!

Ещё  раз  поздравляю  вас  всех  со  спасительным  праздником  Пасхи  Хри­стовой и приветствую всерадостными вечными словами

ХРИСТОС ВОСКРЕСЕ!

ВОИСТИНУ ВОСКРЕСЕ!

Смиренный

54

епископ Костромской и Галичский

Пасха Христова

2016